"Простая история"

"О Пушкине и Пифагоре"

"Свобода выбора: возможности и границы"

"Жизнь и приключения молодого преподавателя"

"Миф о женской логике или несколько слов о спорах, в которых не может родиться истина"

"На пути к МВА (заметки человека, привыкшего учиться)"

"Туманный Альбион и впечатления россиянина"

"Высшее образование: кого лучше формировать в вузах – профессионала или эффективного человека?"

 

"На пути к МВА (заметки человека, привыкшего учиться)"

 

Так случилось, что я постоянно учусь, причем не только преодолевая жизненные перипетии (здесь я — не исключение), но и получая образование в различных учебных заведениях. После школы поступил в технический вуз (МГТУ им. Н.Баумана); затем стал осваивать гуманитарные науки, окончил аспирантуру кафедры философии и защитил диссертацию; преподавал; несколько лет посещал различные тренинги, связанные с психологией и личностным ростом, а также финансами, менеджментом, тайм-менеджментом и пр. Получил красный диплом по завершении трехлетней программы Высших курсов иностранных языков. Ну а теперь осваиваю программу МВА в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Зачем?

Признаться, вопрос этот —очень серьезный. И особенно трудно ответить на него в России. На столь нелюбимом нашими патриотами Западе куда проще. Помню, как один англичанин легко расписал мне свою будущую жизнь лет на 10 вперед: что, где и когда он собирается делать, какие знания ему понадобятся и, наконец, сколько ему заплатят за труд. Предыдущий опыт моего собеседника подтверждал эффективность методики такого разумного планирования, в том числе и сточки зрения образования: когда англичанин идет куда-то учиться, он точно знает, как и где потом реализует полученные знания. Мы, разумеется, — не англичане. У нас своя, «особенная», гордость, заставляющая презирать многое, в том числе и холодный расчет. Так что определить, насколько хорошее образование нужно в современной России, не очень-то просто. Но давайте проведем краткий анализ, основанный в большей степени на практическом опыте, чем умозрении.

Итак, начнем с житейского, утилитарного аспекта образования, т.е. с того, насколько образование способно повысить качество жизни (в том числе и материальную обеспеченность) человека. К сожалению, схема «чем лучше образование — тем выше доход» работает только как предельное обобщение.

Действительно, согласно российской статистике, научная работа, занятость в высокотехнологичных отраслях производства и многое тому подобное, что требует от работника исключительно высокой квалификации, а значит, и соответствующего образовательного уровня, приносит либо относительно небольшой доход, либо откровенно низкий. Наиболее доходной является коммерческая сфера деятельности, в абсолютном большинстве случаев, впрочем, не требующая хорошего образования. Зачастую высшее образование здесь вообще оказывается лишним, если говорить о сути деятельности

Приведу пример из своей жизни. Работая в науке, я занимался теорией социотехнических систем. Работая в коммерции, занимаюсь исследованием и прогнозированием мировых рынков, что на порядок проще: необходимо не более 10% оттого интеллектуального и образовательного потенциала, чтобы быть состоятельным в научной сфере деятельности. Более того, те, кто связан с коммерческой работой непосредственно — оформляют контракты, ведут переговоры и пр., — часто вообще не могут понять, о чем пишут «хитромудрые» аналитики. Приходится объяснять буквально на пальцах.

Или другой пример. Возьмите какой-нибудь бизнес-учебник, например, «Экономику для менеджеров», а рядом положите учебник для инженера или физика. Полистайте обе книжки, сравните содержание. Думаю, комментарии об уровне сложности и глубины рассматриваемых предметов излишни. Интересно, что и профессор, автор одного из таких учебников, не питает иллюзий на сей счет. Вот любопытная цитата: «Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению Й.Шумпетера, сильно ограничен и избирателен: направлен на весьма узкий круг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения цели и предаваться долгим колебаниям»'.

Однажды, когда я проходил один из финансовых тренингов в американской компании, где присутствовало много амбициозных бизнесменов, тренер в конце занятия неосторожно бросила фразу, что вообще-то для успеха в бизнесе образование не требуется. Фраза эта, на мой взгляд, прозвучала несколько не к месту, и я с любопытством ждал реакции аудитории. Действительно, послышались возмущенные возгласы. Однако никто из присутствовавших даже не пытался доказать обратное. Суть возмущения сводилась к тому, что за тренинг были заплачены деньги (около 500 дол. в день), а теперь выясняется, что вроде бы зря, нерентабельным оказалось вложение...

Однако все сказанное выше не означает, что для работы в коммерции диплом не требуется. Отнюдь. Он обязателен, и хорошо бы — солидный. Без него не удастся устроиться на приличную работу. Например, отвечая на вопросы читателей «Московского комсомольца», руководитель известного сотового оператора сказал, он не принимает на работу людей без высшего образования. Любой сотрудник, кроме, может быть, уборщицы, должен его иметь. Такова кадровая политика компании.

Сходная картина характерна и для более высоких уровней корпоративной иерархии, особенно крупных фирм, где, по российской традиции, процветает махровый бюрократизм. Только там уже речь идет не об институтских дипломах, а о дополнительном профессиональном образовании. Короче, образование совершенно необходимо.

Таким образом, существуют две противоположные тенденции, которые приходится как-то увязывать между собой. С точки зрения утилитарной составляющей образованность, основной профит приносит не ее реальный, а скорее, псевдоэффект. Иными словами, ценными оказываются не полученные знания и навыки (реальный эффект), которые и проверить-то может не каждый работодатель, а статус диплома и способность эффективно позиционировать себя как уникального специалиста. Этому последнему обстоятельству образование действительно способствует: при хорошем кругозоре можно красиво и убедительно рассуждать о тех или иных аспектах деятельности, и со стороны будет казаться, что вы действительно в них разбираетесь.

В этом смысле показателен опыт двух моих знакомых, которые искали (и нашли) работу в Москве. Образовательный уровень у них был существенно выше среднего — по два института плюс дополнительные специализации, оба знали по нескольку языков, имели опыт работы. Понятно, что за тысячу долларов в месяц такой специалист работать не согласится, а чтобы получать несколько, требуется затратить время. В процессе поисков мои знакомые сменили несколько мест работы, пока не пришли к устроившему их варианту. Но, беседуя с ними, я обратил внимание вот на что. Они не только устраивались в компании из совершенно различных, не связанных друг с другом отраслей деятельности, но и, что, на мой взгляд, более важно, за редким исключением их компетенция была востребована.

Я говорю не о компетенции какого-то особого рода (к примеру, знании специальных разделов международного права), а о гораздо более прозаических вещах. Так, на собеседовании, отвечая на вопрос об иностранных языках, мой знакомый сказал, что знает английский, французский, немецкий и итальянский, причем первые два — свободно. «Отлично!» — удивился потенциальный работодатель. В процессе дальнейшего разговора работодатель удивился еще несколько раз и в результате решил взять моего товарища на работу: «Могу предложить Вам должность заместителя директора департамента, Вы будете курировать следующие направления...» Товарищ согласился.

Через полгода спрашиваю его: как новая работа? Он очень доволен. Полторы тысячи долларов —оклад, две-две с половиной — премия, еще и «левые» деньги бывают... Плюс медицинская страховка, бесплатное питание, работа строго по графику, после шести редко приходится оставаться. Когда речь зашла о содержательной стороне дела, выяснилось, что основное время уходит на согласование сделок с поставщиками, для чего нужно не так уж и много: разбираться в коммерции и иметь навыки проведения переговоров. Знания же, полученные в двух институтах, лежат мертвым грузом, в том числе и владение иностранными языками, поскольку все поставщики оказались российскими! Наиболее же востребованным стало хорошее знание Москвы и способность проводить за рулем по нескольку часов в день: приходится регулярно навещать поставщиков в офисах, расположенных в разных концах мегаполиса. У другого товарища дела по сути обстоят аналогичным образом, разве что на машине ему ездить не надо. Комичность же ситуации состоит в том, что не будь у них столь «красивых» дипломов, на работу бы их, скорее всего, не взяли!

Честно говоря, поступая на курс МВА, я тоже интересовался в основном дипломом. Однако учиться оказалось интересно, поэтому теперь я с удовольствием читаю учебники и самостоятельно делают домашние задания. Но так поступают не все. Многие частные предприниматели, обучающиеся вместе со мной, самостоятельно учиться не хотят: нанимают людей, чтобы те выполняли за них домашние и курсовые работы, не читают книги. Хотя теоретически все должно было бы быть наоборот. Я — служащий, мне нужен диплом для трудоустройства. Но владельцу фирмы, ее генеральному директору зачем он? И разве реальные знания им не нужны? Я задавал этот вопрос, но ответ, что самостоятельно учиться некогда, меня не удовлетворил. Если нет времени, зачем тратить силы на посещение занятий, а деньги — на оплату обучения? Странный подход для бизнесменов. Ведь все эти люди должны быть практичными?!

Думается, дело в другом. Предприниматели, даже поступив на курс МВА, не хотят учиться не потому, что вообще не привыкли учиться (или, по крайней мере, не только поэтому), а потому, что, реально занимаясь коммерческой деятельностью, не видят, как в ней можно использовать полученные знания. Хотя, как представляется, проблема не в знаниях — к ним претензий нет, нам предлагают знания высокого качества, а в той бизнес-среде, в которой они работают.

И тут можно отметить еще одну сложность. Если, к примеру, когда-то знания и будут востребованы, описанная ранее неопределенность не позволяет судить о том, какие именно... Когда человек решает получить второе высшее образование, которое займет у него несколько лет, он отнюдь не может быть уверен, что оно существенно повысит его стоимость на рынке труда. Так что совершенствоваться в какой-то «узкой» сфере деятельности имеет смысл, если вы уже давно и хорошо работаете здесь и просто хотите повысить свою компетенцию, занимаясь прежним делом. В противном случае выбор специальности напоминает лотерею. В общем, в наших условиях «широкое» образование обладает явными преимуществами перед узкоспециализированным. Потому-то я и выбрал МВА, а не поступил на вечерний факультет какого-нибудь престижного института, как сделали некоторые мои коллеги.

Впрочем, сказанное характеризует только утили тарный аспект образования, хотя есть еще и духовный. Правда, «духовность» нынче, особенно в коммерческой среде, не в чести. Однако представляется правильным, что образование должно давать не только знания, но и способствовать формированию личности (тезис, усвоенный мной еще в то время, когда я сам был преподавателем).

И хотя необходимость духовного развития нельзя полностью обосновать с коммерческой точки зрения, именно оно позволяет человеку выйти на новый уровень понимания мира и своего места в нем, увидеть новые перспективы, обрести новые желания и цели и, возможно, избавиться от старых, неконструктивных. Да и субъективно жизнь духовно развивающегося человека становится полнее, интереснее и насыщеннее, не суля, однако, притока денежных средств. Поэтому нередко для людей, продвинутых коммерчески, но свободных от бремени высокого, личностного потенциала, богатый духовно, но не слишком обеспеченный человек становится объектом насмешек...

Так что духовное развитие — личное дело каждого.

Но насколько этому развитию способствует образование? Мой опыт свидетельствует о наличии своего рода «анизотропии», когда все зависит от направления образования. Когда я учился на инженера, большой пользы для себя, с точки зрения духовности, не обнаружил. Ну узнал, как работает двигатель внутреннего сгорания, и что? Жизнь ставила передо мной множество вопросов, в молодом возрасте неизбежных: что такое любовь; как строить личные отношения; какова достойная позиция гражданина; есть ли Боги каков он; как соотносится вера в Бога и следование формальным предписаниям церкви; что есть правда, справедливость, честь и т.д., ит.п. Ни на один из этих вопросов мое техническое образование ответа не дало.

А что можно сказать про бизнес-образование? Думается, в известном смысле оно — впереди технического. Изучение таких дисциплин, как управление персоналом, финансовый анализ, стратегический менеджмент, финансовые рынки и т.п., позволяет не только получать утилитарные знания, но и совершенствовать свое понимание мира. Ведь чтобы рассуждать, а тем более делать философские умозаключения, нужно этот мир хотя бы в какой-то степени знать и понимать. Требуется полноценное включение в жизнь, а не только «кабинетные» философские раздумья.

Но вот что интересно. На каком-то этапе круг замыкается, и внутреннее богатство личности, изначально «не предназначенное» для получения прибыли, начинает способствовать достижению и коммерческого успеха. Зарубежные исследователи провели анализ, выявивший взаимосвязь между целями, которые ставил перед собой человек, начиная тот или иной бизнес, и результатами этого бизнеса, полученными по прошествии достаточного периода времени. Оказалось, что большинство успешных бизнесменов, как это ни покажется странным на первый взгляд, в качестве основной не ставили сугубо меркантильные цели. У них были другие задачи. Например, с помощью собственного дела приобрести личную свободу и независимость или определенным образом реализовать некий проект, стать лучшими в своей сфере и т.п. И, наоборот, тем бизнесменам, которые стремились исключительно к получению денег любым путем, в большинстве своем не удалось добиться стабильного успеха в реализации своих бизнес-проектов.

Духовная убогость некоторых российских бизнесменов, к сожалению, удручающе часто отражается и на самом бизнесе. Не раз с изрядным удивлением я наблюдал, как крупные руководители демонстрируют желание поистине «щенячьего» самоутверждения, принимая на себя значительные риски и задействуя огромные ресурсы только ради того, чтобы «всем показать и доказать!». Правда, стремлением к личностному росту, даже когда есть такая возможность, обладают отнюдь не все. По крайне мере, по своему личному опыту могу сказать, что нередко люди с блестящими дипломами (скажем, МГИМО, МГУ и т.п.) оказываются по сути «шариковыми во фраке».

Ну и, пожалуй, последнее. Как зависит социальный престиж от уровня образования? Надо отметить, что, по сравнению с началом 90-х, когда престиж образованности резко снизился, сегодня ситуация меняется. Впрочем, оснований для кардинальных перемен, как представляется, нет. Среди факторов, обеспечивающих процветание человека в нашей стране, образование стоит далеко не на первом месте. Гораздо более важным оказывается наличие нужных связей, близость к власти, возможность безнаказанно воровать, брать взятки, откаты и т.п. Когда я писал эту статью, в мои руки случайно попали данные кадровой службы одной из солидных российских компаний. Оказалось, что по профессиональным качествам в эту компанию попадают только 10% сотрудников, остальные 90% используют те или иные связи. Ясно, что в таких условиях ценность образованности радикально девальвируется...

Теперь — итоги. Какие же основные выводы можно сделать, анализируя ситуацию с бизнес-образованием в России? На мой взгляд, следующие:

  • для работы в коммерции статус обладателя диплома гораздо важнее полученных знаний;
  • вложение денег в образование, в строгом смысле слова, нельзя рассматривать как инвестицию, так как непрогнозируемость ситуации препятствует с приемлемой точностью определить срок окупаемости этих вложений и последующую их отдачу;
  • социальный престиж хорошего образования не очень высок, хотя и имеет определенное значение...

Ивашковский А.А. Экономики для менеджеров. — М., 2007. - С. 256

 
     

http://www.dr-dion.narod.ru                              d.pilipishin@gmail.com

Все размещенные здесь тексты выходили в свет в различных изданиях, имеют официальный статус публикации и охраняются законом об авторском праве. При использовании материалов с этого сайта ссылка обязательна.

 
Хостинг от uCoz