О.Долженко "Плоды просвещения"

 

Отзыв О.Долженко "Плоды просвещения"

 

«Мистер Эго. Как жить в обществе и быть свободным от общества» – под таким названием в конце 2004 г. в ростовском издательстве «Феникс» в серии «Человек – манипулятор» вышла книга Дениса Пилипишина. Первая книга этого автора, никакого отношения, казалось бы, ни к педагогике, ни к теории образования не имеющая. С одной стороны. Но с другой...

Скажу сразу: анализировать взгляды автора, отмечать их достоинства и недостатки не собираюсь. Меня интересуют совсем не они. Впрочем, сначала – об основной идее произведения.

Итак, если коротко, речь идет о том, как происходит самоопределение нынешней российской молодежи. Дело в том, что жизнь автора довольно долго была связана с высшей школой. Он – кандидат философских наук, несколько лет преподавал в МВТУ. Так что, можно считать, речь идет о размышлениях сравнительно молодого человека и очень молодого писателя (хотя недавно вышла и вторая его книга), в значительной мере инспирированных тем, чему его учили в вузе, аспирантуре… И чему сегодня учит жизнь.

Думаю, из Дениса мог бы получиться хороший преподаватель, но, как и многие другие, он предпочел покинуть вузовские стены.

Основная посылка автора, обусловившая и название книги, – очевидна.

Обычный человек в своей жизни слишком зависим: желающих подчинить его интересы своим предостаточно. Как же не превратиться в игрушку в чужих руках? Что нужно для этого делать? Ведь игнорировать происходящее – не резон: велик риск вообще стать изгоем. Тогда – что же? По мнению автора, лучше всего занять позицию так называемого позитивного маргинала, поскольку человек, овладевший искусством позитивного маргинализма, т.е. успешного взаимодействия с обществом, перестает (?) быть обывателем, чьим сознанием так легко манипулировать. Он обретает независимость, а вместе с ней и возможность социального успеха. Таким образом, проблема связана с тем, как сохранить свою свободу в условиях всеобщей несвободы и достичь успеха в условиях углубляющейся национальной катастрофы. Выход, как советует автор, в том, чтобы занять позицию маргинала. Прильнув к дверному косяку, человек как бы обособляется от всех прочих, не способных к столь «оригинальному стоянию», самостоятельному творчеству, созиданию, недвусмысленно давая понять: нужно быть лучшим и не таким, как все.

Но кто такие – «все»? Те самые обыватели, которые от этих всех и зависят. Впрочем, несмотря на всю очевидную «невыгодность», с точки зрения автора, такого положения, большинство людей почему-то отнюдь не стремятся к вышеозначенному «стоянию», а точнее, противостоянию...

Однако вернемся к позитивному маргиналу – эдакому Робинзону в окружении многочисленных Пятниц, не без удовольствия обсасывающих «мослы» своих ближних.

Так вот, обнаружить подобную «фигуру» не сложно. Во-первых, ей, как правило, удается самоутверждение (надлежащие статус, должность); во-вторых, позитивный маргинал не посвящает себя служению «высоким идеям», претендующим на то, чтобы непременно осчастливить все человечество; и, наконец, в-третьих, особое внимание он уделяет своему внутреннему миру – источнику и счастья, и успеха. Этот внутренний мир он холит, лелеет, «пропалывает и поливает» каждый день на заходе Солнца, чтобы листва не обгорела.

Как очевидно, понятие позитивного маргинализма опирается на идею свободной личности. Да и кто бы возражал против этого?! Вот наши неолибералы особых претензий к своей личной свободе не имеют. (Хотя в данном случае уместнее говорить не о свободе, а о вседозволенности...)

Основа позитивного маргинализма – познание и саморазвитие в широком смысле, и вывод, к которому приходит автор, весьма оптимистичен: чтобы все было о’кей, нужно стремиться к достижению личного совершенства, высокому качеству жизни.

Но, к сожалению (в той или иной мере), несвобода, делающая человека (если пользоваться терминологией автора) обывателем, существует всегда. Я согласен с классиком: жить в обществе и быть от него полностью свободным вряд ли кому удавалось... Разве что филистерствующий гофмановский кот Мур в этом преуспел...

Вообще, человек, претендующий на роль позитивного маргинала, сильно смахивает на кролика в норе, с гордостью поглядывающего на ее добротные стены и размышляющего о своей инакости по отношению к собратьям, у которых ничего подобного нет. Но какие оцепенение и ужас должны охватывать такое создание при одной только мысли, что надо переступить порог своего убежища: ведь тогда оно (это создание) оказывается в самой что ни на есть «обывательской ситуации». Листок колыхнулся – дрожь по телу, ветка скрипнула – сердце в пятки.… И все тобой манипулируют, манипулируют...

Трудно в наши дни стать анахоретом или, на худой конец (!), – пустынножителем, питающимся кузнечиками, да к тому же отличающимся возвышенным умонастроением и независимостью, пользующимся не только всенародной любовью, но и всеми мыслимыми социальными благами. И сколько бы кролик ни трудился над общим уровнем своего развития, как бы ни укреплял и ни углублял свою нору (против лома нет приема!), все равно он может стать вполне пригодной к употреблению крольчатиной (особенно, если замочить в белом вине)...

Конечно, интересна и проблема соотношения размеров популяции потенциальных жертв и реальных хищников. Первые, как правило, плодовиты на благо вторым. И, ясно: в этой первой группе маргиналу (особенно позитивному) делать нечего, что и можно подкрепить кучей цитат из трудов более и менее великих предшественников и современников. Можно даже доказать, что плодовитость потенциальных жертв – обывателей – нуждается в контроле. Ведь в противном случае ситуация может выйти из-под контроля! Но о такой возможности автор размышляет особо:

«Вспоминается занятный случай времен моего детства. В деревне мужик взял на откорм 100 кроликов и разместил их в клетках в своем хлеву. Однако здоровье «инкубаторных» зверьков оказалось не чемпионским, и они один за другим стали, что называется, преставляться. Однажды мужик пришел с работы в более нетрезвом, чем обычно, состоянии и, будучи крайне возмущен фактом кончины еще одного кролика, в наказание выгнал из дому всех остальных. (Если воздержаться от литературной редакции описания произошедшего, то ситуация выглядела так: с криком: «Суки, да пошли вы все на …!» он бегал и распахивал клетки.) Испуганные кролики, увидев путь к свободе, попрыгали вовне.

Похмелившись утром и вспомнив вчерашний вечер, мужик выразил сожаление о содеянном в доступной ему терминологии. Но это был не финал истории. Через некоторое время локальная экологическая обстановка оказалась нарушенной. По каким-то причинам кролики оказались несклонны к миграции и предпочли проживать в непосредственной близости от участка этого мужика. В результате на его огороде в скором времени все растения, даже лук, оказались съеденными под корень — кролик, как известно, животное травоядное, причем с немалым аппетитом».

Вот, вам, читатель, – и Спенсер, и Фромм, и Ницше... И прочие...

Как быть свободным в мире несвободы, принуждения и обмана? Как сохранить достоинство и состояться Человеком?…

Этот вопрос, если отвлечься от теоретических построений, и есть главная для автора проблема, с которой, на мой взгляд, и связано стремление не быть, как все. Дилемма, вообще-то, известная – кролики и удавы...

Для поколения, выросшего в годы советской власти, подобных проблем не было. Все знали: общество должно быть справедливым, поскольку справедливость и определяет истоки свободы. Великий проект эпохи Просвещения – о царстве Разума, Справедливости и Свободы – обладал безусловной очевидностью. (Я не говорю здесь о группе недовольных – профессиональных «страдальцев», получавших деньги в разных кассах...) Констатирую только одно: идеи этого великого проекта, хотя и медленно, но неуклонно воплощались в жизнь, причем не только для избранных: «Придите ко мне сирые и убогие…».

Совсем в ином положении оказалось поколение, выросшее в 90-е, когда «удавы» объявили «кроликам» войну…

Я взялся за написание этой рецензии отнюдь не по причине присущих книге литературных и интеллектуальных изысков. Здесь, думается, достижения автора скромны, как, впрочем, скромна и ее основная идея. Но, думаю, он и не ставил перед собой задачу сказать нечто, от чего содрогнулся бы мир. Он сделал большее: попытался оправдать избранный им путь самоопределения. Потому-то, наверное, и текст у него получился – в традициях исповедально-учительских: как и о чем думает современный молодой человек, стремящийся обрести ускользающую из-под ног почву.

Школа приобщает молодых людей к светлому и высокому, но с первых самостоятельных шагов они сталкиваются совсем с другим. Учили честности – а нужна ложь; учили доброте, хотя в жизни – жестокость и произвол; старались приобщить к духовности, а мир циничен и полон предательства; гарантировали будущее, оказалось – его нет... И единственный путь – в маргиналы; лучше, конечно, позитивные...

Так что перед нами – документ, хуже – обвинительный акт эпохи, в которую выпало жить поколению автора.

Конечно, люди не выбирают время своей жизни, и Денис Пилипишин не выбирал. Но его искреннее стремление рассказать о своих попытках примирить идеальное, вечное с жестокими реалиями окружающего мира, мне симпатично.

Правда, на мой взгляд, если кто-то и может рассчитывать в этой жизни на счастье, то только тот самый обыватель, который так не по нраву автору. Ему чужда мысль, что человек может быть счастлив жизнью своей семьи; счастлив, когда его ребенок или внук делает первые шаги, лепечет первые слова; когда знаешь, что тебя ждут дома и любят совсем не за то, что ты позитивный маргинал, а просто так, любят и все тут. А что может быть лучше мира, в котором тебя любят и ты любишь. Бог с ней, с седой равниной моря, и повадками буревестника... Человеку прежде всего нужны близкие и ближние.

В общем, не считаю я особым грехом пребывать в состоянии обывательском. Да и чем, спрашивается, этот самый обыватель плох: тем, что не живет по схеме? Но ведь на нем мир держится. Наверное, внучка ответила бы на этот вопрос так: «Понятия не умею!» Вот и я – «не умею»...

Книга Дениса Пилипишина – произведение эпохи паузы и недоумения, парадоксов и разочарований: ведь старое и отринутое нередко оказывается подлинным и настоящим, а новое – перелицованным костюмом, пропахшим нафталином и сыростью давно непроветриваемого помещения. Отсюда и тяга к маргинализму, который все равно остается таковым, даже будучи «позитивным». Автор мечется в поисках ответа на вопрос: как жить в условиях, когда сама жизнь не очень-то возможна. И в этих его метаниях мне видится не попытка обмануть самого себя (да и других), но стремление обрести надежду…...

О.Долженко, главный редактор журнала "Альма Матер"

Опубликовано в журнале Альма-матер (Вестник высшей школы), №11, 2004.

 
     

http://www.dr-dion.narod.ru                              d.pilipishin@gmail.com

Все размещенные здесь тексты выходили в свет в различных изданиях, имеют официальный статус публикации и охраняются законом об авторском праве. При использовании материалов с этого сайта ссылка обязательна.

 
Хостинг от uCoz